Это про то, как в недалеком будущем Россия оккупирует Норвегию. Этот -- задуманный как антироссийский -- сериал производит довольно амбивалентное впечатление: на самом деле, русские там -- чуть ли не единственные и адекватные персонажи. Впрочем, все по порядку...
Итак, шизофрения там начинается с самой первой серии. Потому что начинается с того, что Норвегия гордо заявляет: мы вообще прекращаем добывать и экспортировать нефть и газ! И теперь мы будем развивать ториевую энергетику, потому что это -- суперсовременно и очень экологично! Честно говоря, я не совсем понял: почему для развития энергетики, основанной на тории -- необходимо, для начала, перестать добывать углеводороды? Вроде бы, и то, и другое вполне можно делать параллельно? Кстати, и почему Норвегия может эту энергетику развивать - а остальные страны не могут? И вообще -- ториевая энергетика же тоже ядерная, а слова "ядерная энергетика" разве не должны вызывать рефлекторные конвульсии у любого эколога? А вдруг ториевая АЭС возьмет и рванет?! Она что, чем-то намного безопаснее урановой или плутониевой?
Но все эти очевидные вопросы в фильме почему-то не поднимаются. Норвегия перестает экспортировать газ и нефть, и этим крайне недовольны в Европе... а также, и в России (!!!) Почему в Европе недовольны -- еще примерно понять можно. А вот почему Россия недовольна тем, от чего (по логике) должна быть в полном восторге -- в фильме тоже не объясняется. Сказано, что недовольна -- значит, недовольна! Дело зрителя -- не задавать вопросы, а смотреть сериал и ужасаться!
"Недовольная" Россия берет и оккупирует... часть нефтяных платформ в Северном море и нефтеперерабатывающих заводов. Причем, делает это по большой просьбе Европы (!) Россия довольна, Европа довольна -- недовольны все, кроме бедной Норвегии. А там, где недовольство -- там начинается героическая борьба с оккупантами!
Борьба с оккупантами сразу же принимает своеобразную форму. Например: во второй серии во время торжественного военного парада -- норвежский гвардеец пытается пристрелить российского посла Ирину Сидорову. (Ее, кстати, играет Ингеборга Дапкунайте -- для норвежцев, видимо, 100%-ная литовка вполне сойдет за 100%-ную русскую). Арестованный гвардеец на допросе произносит прочувственную речь относительно того, что он -- патриот, и намерен бороться с оккупантами до победы. Допрашивающие его сдержанно кивают, и, хотя осуждают официально -- чувствуется, что солидарны в глубинах души. Вопрос о том, почем этот герой не пытался стрелять по российским солдатам -- на допросе, понятно, даже не ставится. Солдаты ведь тоже вооружены -- они ведь могут в ответ выстрелить! Вот пристрелить безоружную женщину, к тому же посла -- вот для этого у него героизма вполне достаточно. Тем не менее, несмотря на явное сочувствие -- норвежская служба безопасности с этого момента становится заклятыми врагами для "настоящих норвежских патриотов". Потому что -- ну, вы поняли -- секретная служба нагло помешала патриотам убить беззащитную женщину на глазах у всех.
Впрочем, среди норвежцев наблюдается явный дефицит желающих бороться с оккупантами. Это, в общем, объяснимо -- оккупанты ведут себя как-то подозрительно прилично, и ничего особо плохого не делают. (Единственный (!) норвежец, случайно убитый русскими, показан только в первой серии -- но и там, по сути, чистой воды эксцесс, а не намеренное убийство.) В остальном же, оккупанты "агрессивно" охраняют норвежский нефтеперерабатывающий комплекс от попыток властей его закрыть. (И, надо полагать, цинично заставляют норвежских нефтяников и газовиков зарабатывать таким образом деньги.)
Нет ничего удивительного в том, что желающих бороться с оккупацией приходится искать в основном среди "понаехавших". Например, среди норвежских чеченцев. Вся третья серия посвящена трагично истории пожилого чеченца (по фамилии "Мусаев"), который взял, да и переехал своей машиной идущего по улице русского. А Россия -- возьми, да и потребуй его экстрадиции! А "оккупированная" Норвегия -- взяла, да и нагло отказалась (!) Но вместо этого, все-таки вынуждена была отправить Мусаева в тюрьму (на какой-то ужасающий срок, типа десяти лет). (То есть, надо полагать -- если б не "оккупация", то его вообще отпустили бы на свободу, давить людей дальше? Ничего не скажешь: оккупация -- это вам не сюрстрёмминг кушать!) Но гордый чеченец, тонкая душа которого не вынесла подобного нецивилизованного обращения -- взял, и покончил с собой в тюрьме. Нет ничего удивительного, что после этого, его молодой сын становится душой антирусского сопротивления. Ведь за то, что его папочка сперва стал убийцей (а потом -- еще и самоубийцей) оккупантам всенепременно надо отомстить!
В условиях оккупации, разумеется, существенно осложняется жизнь геев и нетрадиционных меньшинств. Например, однажды утром вся та же полиция безопасности вламывается в дом молодого парня, опубликовавшего в своем блоге на портале для геев призыв "убивать русских". Задержанный произносит вдохновенную речь в стиле Льва Натановича Щаранского. Общее содержания речуги: в России безжалостно репрессируют и геев, и демократических журналистов, а потому -- убивать русских не только можно, но и нужно. Разумеется, задержанному приходится испытать на себе всю тяжесть оккупационного карательного правосудия: ему советую прикрыть свой блог, и впредь в Сети такой хрени не писать! После чего -- отпускают. В общем, чувствуется, что свобода слова в Норвегии доживает свои последние дни...
Очень хорошо также показаны моральные дилеммы людей, вынужденных жить в условиях оккупации. Например -- жены главного героя (который у нас по сюжету "демократический журналист"), владелицы популярного среди русских ресторана. Заметную часть экранного времени она проводит в тягостных раздумьях -- этично ли кормить всякими вкусностями посетителей-оккупантов? Нет, вот если б они там столовались за бесплатно -- вопрос был бы предельно ясен: конечно, неэтично! Но трагизм ситуации состоит в том, что русские честно платят за все съеденное и выпитое -- и ресторан, судя по всему, наваривает на русских гостях очень приличные деньги! Ну и, как такое можно стерпеть?!
В общем, вся эта оккупация продолжается из серии в серию. Поскольку оккупанты ведут себя так вяло -- какой-то экшен приходится добавлять патриотам из "Свободной Норвегии", которые то машину взорвут, то слишком уж про-оккупантского журналиста припугнут. Одним словом -- борются за свободу Родины, как умеют. Происходит еще один взрыв на нефтеперерабатывающем заводе, от него гибнут исключительно русские (так что, норвежских рабочих там вообще не осталось?!!) -- и русские нагло отказываются покидать Норвегию! Тут терпение героев из "Fritt Norge" лопается окончательно -- они захватывают в заложницы уже знакомую нам русскую послицу Дапкунайте (простите, "Сидорову"), и угрожают убить ее прямо перед камерами, если "русские не уйдут из Норвегии". Правда, послицу таки освобождают (опять-таки, это делают сами норвежцы). Но, как назло, в самом конце сериала "борцы за свободу" все-таки убивают одного "русского генерала" (который приехал, чтоб помочь освободить Дапкунайте -- и, помимо этого, совершенно ничего дурного не сделал).
В общем, есть такое ощущение, что во втором сезоне нас все-таки ждет уже полноценная русская оккупация Норвегии. Наконец-то! Давно пора. А то весь сериал получился почему-то в основном про то, как норвежцы убивают русских (и иногда, для разнообразия -- других норвежцев, настроенных чуть менее непримиримо, и потому "виновных" в "коллаборационизме"). Собственно, это главное, что мне не понравилось в сериале. Не то, что русские там показаны "плохими" (потому, что как раз русские там куда симпатичнее норвежцев) -- а то, что сериал откровенно героизирует крайне мерзкие поступки. Вот лично мне очень понравится, если всех этих отмороженных из "Fritt Norge" во втором сезоне конкретно уроют -- потому, что ничего другого они и не заслуживают.
Хотя... Может, все дело в том, что я просто ничего не понимаю в этот самом нордическом героизме? Давайте просто вспомним, кто именно в мире прославился в качестве, хмм, норвежских "героев"?
Мне лично приходят в голову двое:
- Варг Викернес. Ну, помимо музыки -- еще прославился тем, что прирезал бывшего своего друга. Ну и, еще и церкви поджигал.
- Андерс Беринг Брейвик. Прославился тем, что убил более семидесяти своих соотечественников. Безоружных (и лично ему -- ничего дурного не сделавших).
Вот они бы, наверное, героический пафос этого сериала оценили бы сполна! А у меня -- не получается.